Воспитание ребёнка
Воспитанию ребёнка с аутизмом
Аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей.

Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.

Симптомы аутизма

Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года.

Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.

Для постановки диагноза и установления основных задержек развития необходимо обратиться за консультацией в психолого-медико-педагогическая комиссию и при необходимости в центр психического здоровья.

Рекомендации родителям

Расписание/график дня, правила: разработайте ежедневное расписание дня для вашего дома и как можно строже его придерживайтесь. Каждый день ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и то же время. Завтрак, обед и ужин должен быть в одно и то же время. Прогулка на улице, различные игры (развивающие, интеллектуальные, настольные) должна быть в одно и то же время. Так же нужно составлять график на ближайшие мероприятия (поход в гости к бабушке, поход в магазин, в музей).

Система коммуникации: возможно, ваш ребенок может общаться с помощью языка жестов, планшета, системы PECS и так далее. Самое главное, чтобы все в доме согласились поощрять и принимать именно эту систему коммуникации. Если ребенок может говорить, тогда поощряйте его за устные слова и требуйте их. Если ребенок может обращаться с жестами, то поощряйте и требуйте от него жесты. Начните поощрять только одну систему коммуникаций.

Ограниченный доступ к поощрениям: никакого «свободного доступа» или «кусочничанья». Свободный доступ означает, что если ребенок просто «обожает» мультфильм про Дашу Следопыта, то у него есть возможность смотреть Дашу часами каждый день. Кусочничанье означает, что если ребенок просто «обожает» крендельки, то он в любой момент может прийти на кухню, открыть буфет и взять целую горсть крендельков. Так нельзя! Поощрять ребенка нужно за добрые и полезные дела (например убрал все игрушки на место, может посмотреть любимый мультик, убрал со стала, может съесть конфетку и т.д.).

Доска для выбора: проблемное поведение можно уменьшить, если просто предоставить ребенку больше возможностей для выбора, например, где ему сидеть, какой фильм смотреть, пить ему сок или молоко. Для того, чтобы помочь ребенку сделать выбор, нужно сделать визуальную доску выбора, на которой располагаются карточки, обозначающие их любимые занятия, продукты или игрушки.

Макро и микро расписания: Расписания — чрезвычайно полезны и важны для детей с расстройствами аутистического спектра.

Условия для приучения к туалету: даже если ваш ребенок пока слишком маленький для приучения к туалету, вы должны начать эту стратегию как можно раньше. Меняйте подгузники только в ванной комнате, приучайте ребенка помогать вам при одевании и раздевании, пусть он сам выбросит испачканный подгузник, а потом помоет руки.

Предметы для мультимодальной сенсорной стимуляции: подберите предметы, с которыми ваш ребенок сможет манипулировать и взаимодействовать, чтобы получить нужную сенсорную стимуляцию, так что ему не придется целый день бродить по дому и мычать, трясти руками или кружиться на месте. Возможные варианты включают большие гимнастические мячи, батут, сенсорные коробки с разнообразными предметами, светящиеся игрушки, пальцевые краски и так далее.

Воспитание ребёнка с нарушением зрения
«Сегодня для незрячих и слабовидящих людей открыто множество учебных учреждений, которые они в основном успешно заканчивают, затем приобретают профессию по выбранной специальности. Однако путь в большую жизнь начинается в семье. Одним из ключевых принципов на котором должно строиться воспитание, развитие, а будущем и обучение таких детей является учет их психофизических особенностей, связанных с наличием нарушениями зрения. Данные особенности проявляются в физическом, эмоционально-личностном, познавательном, коммуникативном развитии ребенка», – отмечают экcперты.

Появление в семье слабовидящего или незрячего ребенка ставит перед родителями особые задачи в его развитии, воспитании и обучении. Они должны помочь ему подготовиться к самостоятельной жизни. И в этом родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. При знакомстве с новыми для ребенка предметами учите использовать осязание и слух, а также обращать внимание на их различные признаки и качества.

2. Важно научить ребенка самостоятельно ориентироваться в пространстве и определять, с какой стороны расположен звучащий предмет. Для этого он сперва должен знать расположение каждой части своего тела и уметь ориентироваться в так называемом микропространстве (например, это может быть стол).

3. Воспитывайте привычку выполнять каждое дело в определенной последовательности. Например, сначала вымыть руки, затем почистить зубы, прополоскать рот, вымыть лицо и т. д.

4. При обучении ребенка с нарушенным зрением какому-либо новому действию возьмите его руки в свои и покажите, что и как нужно делать, направляя его руки. После нескольких упражнений предложите сделать это самостоятельно.

5. При общении с ребенком необходимо говорить медленнее, чем обычно. Ставьте вопросы четко, кратко и конкретно, чтобы он мог осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить с ответом – дайте ему 1-2 минуты на обдумывание.

6. Подбирайте мебель (стульчик, стол) по росту ребенка. Место, где ребенок с нарушениями зрения рисует, лепит или занимается творчеством, должно быть хорошо освещено.

7. Привлекайте ребенка к выполнению работы по дому. Это не только расширяет представления об окружающем мире, но и поможет быстрее освоить навыки самообслуживания.

8. Хвалите ребенка за результаты в любой деятельности. Это поможет ему успешнее выполнять поставленные перед ним задачи.

«Очень часто родители сильно опекают ребенка с нарушениями зрения, не позволяют ему делать ничего самостоятельно. Между тем именно такое отношение не только делает ребенка эгоистичным и избалованным, но и не готовым к самостоятельной жизни», – рассказали педагоги.

9. Обязательно выполняйте все рекомендации офтальмолога, а также формируйте у ребенка положительное отношение к лечению.

Отметим, что дата Международного дня слепых выбрана не случайно: 13 ноября 1745 года родился французский педагог Валентин Гаюи. Он на собственные средства открыл первую школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых».
Воспитание ребёнка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Семейное воспитание детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Задачи семейного воспитания детей с нарушением ОДА (в своей основе являются общими задачами воспитания разносторонней гармоничной личности.

семейного воспитания включает:

1) воспитание самодеятельной личности, вытекающее из всестороннего и, по возможности, гармонического развития ее духовных и телесных сил;

2) развитие личности как члена общественного целого;

3) развитие личности лицом к лицу с природой и при помощи природы;

4) воспитание личности в сознании ее связи со всемирным бытием и его первоисточником.

Физическое развитие является важной частью общей системы воспитания и лечения детей с церебральным параличом.

Основной целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция двигательных нарушений. Большую роль в достижении данной цели играет семья.

Включаясь в единую общую программу развития и коррекции,семья решает следующие задачи физического развития ребенка с церебральным параличом:

• создание условий для развития двигательной сферы (нормализация режима сна и питания, закаливание ребенка, соблюдение общего двигательного режима, организация сенсомоторной среды,

• способствование общему двигательному развитию и коррекции нарушенных функций.

Большую роль в укреплении здоровья ребенка с церебральным параличом играет соблюдение режима, нормализация жизненно важных моментов – питания и сна. Без этого организм ребенка оказывается не готов к физической нагрузке в процессе выполнения специальных упражнений по развитию движений. Родителям следует постепенно приучать ребенка к определенному распорядку дня, начиная с раннего возраста. Для этого необходимо знать примерные нормы сна и целесообразные для детей разного возраста промежутки между приемами пищи.

Дети с церебральным параличом очень восприимчивы к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно верхних дыхательных путей. Низкая реактивность и адаптивность организма обусловлена поражением центральной нервной системы и малой двигательной активностью ребенка.

Ребенок с ДЦП чутко реагирует на различные погодные изменения. Ухудшение психофизического состояния (плаксивость, беспокойство, усиление непроизвольных движений, снижение аппетита, вялость, сонливость) ослабляет эффективность коррекционно-развивающей работы и отрицательно влияет на развитие ребенка в целом (Е. М. Мастюкова, 1991 г.). Закаливание организма ребенка с ДЦП является необходимым средством укрепления здоровья.

Соблюдение общего двигательного режима является необходимой составляющей всего физического развития детей с ДЦП. Родителям необходимо помнить о правильном положении ребенка во время кормления, одевания, купания и игры. Смена поз, которые подбираются в соответствии с его физическими особенностями, должна происходить примерно через 20 минут. По мере развития двигательных возможностей ребенка эти позы меняются. Недопустимо длительное пребывание малыша в положении сидя с согнутыми ногами, особенно если он плохо держит голову. Это может привести к формированию стойкой патологической позы и способствовать развитию сгибательных контрактур коленных и тазобедренных суставов.

Одной из основных задач семейного воспитания детей с ДЦП является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. Особое значение имеет ранняя стимуляция развития основных двигательных навыков.

Моторное развитие при ДЦП не просто отстает (т. е. не соответствует возрастным нормам, но и качественно нарушено на всех этапах овладения двигательными функциями.

Родителям необходимо знать последовательность развития основных двигательных навыков:

• удержание головы и развитие ее движений;

• выпрямление верхних конечностей и развитие опороспособности рук (опора на предплечья и кисти);

• развитие поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и обратно);

• развитие функции сидения и самостоятельного присаживания;

• развитие ползания на животе и четвереньках;

• развитие вставания на колени, затем на ноги;

• развитие самостоятельной ходьбы.

Развитие общих движений необходимо проводить постепенно. Вначале (ребенок пассивен) взрослый берет руки ребенка и ставит их в нужное положение или осуществляет ими какое-либо движение до тех пор, пока не почувствует активность со стороны ребенка, затем (ребенок пассивно-активен) частично помогает ребенку, когда это нужно, затем, продолжая стимуляцию движения, добивается самостоятельного выполнения его ребенком. Используя имеющиеся двигательные возможности как базовые, необходимо создавать или стимулировать более сложные движения.

Дети с нарушениями ОДА часто являются объектом насмешек сверстников, что может причинять им душевную боль и нанести глубокую психологическую травму. Чаще всего эти дети стеснительны, не уверены в себе и боятся проявлять инициативу в общении со сверстниками. Поэтому, от родителей требуется предельное внимательное отношение к душевному состоянию ребенка, всесторонняя помощь в решении его проблем и психологическая поддержка в трудных ситуациях.

Ребенок не должен чувствовать дефицит общения и любви, поэтому родители обязательно должны способствовать общению своего ребенка со сверстниками и сами давать ему как можно больше внимания и заботы. Также, большое внимание нужно уделить развитию талантов и способностей такого ребенка, ведь это поможет ему в будущем найти любимое дело, в котором он сможет самореализоваться, почувствовать себя самостоятельным и нужным другим людям.

Воспитание ребёнка с нарушением слуха
Нарушения слуха в детском возрасте – не редкость. Они могут возникать под воздействием внешних факторов (болезни и травмы) и развиваться из-за генетической предрасположенности малыша к тугоухости. Если в вашей семье были люди, у которых со временем ухудшился слух, есть вероятность, что это произойдёт и с ребёнком. С раннего возраста необходимо наблюдаться у педиатра. При любых отклонениях от нормы доктор направит маленького пациента к специалисту по слуху.

В современном мире у ребёнка, который плохо слышит, есть все шансы на полноценную и счастливую жизнь в социуме. Его можно научить говорить, читать, писать и общаться со сверстниками. Главное – вовремя заметить и скорректировать тугоухость. Помогут грамотно подобранные слуховые аппараты. Установив по одному в каждое ушко ребёнка, вы поможете ему лучше слышать. Но у воспитания детей с нарушением слуха всегда есть нюансы.

Особенности развития детей с нарушением слуха

Дети с нарушением слуха развиваются несколько иначе, чем их полностью здоровые сверстники. Причина – ограниченность восприятия. Часть звуков просто пропадает из картины мира малыша, или он не может отделить их от потока шума. Гораздо больше внимания он уделяет тактильным ощущениям и тому, что может увидеть с помощью зрения.

Если ребёнок не может увидеть и пощупать что-то, ему сложно выстроить ассоциацию. Воспитание детей с нарушениями слуха усложняется. Им гораздо труднее объяснить, что чувствуют другие при громких звуках. Если не уделять должного внимания ребёнку, он будет вести себя в обществе некрасиво: кричать, слишком активно себя вести или агрессивно реагировать на непривычные для него явления и ограничения, капризничать.

Зато такие дети отлично запоминают визуальные образы и тактильные ощущения. Легко научить их творчеству (рисованию, писательству и даже танцам и музыке) или заинтересовать в развивающих играх. В процессе воспитания это важно: от выбранного подхода зависит, не будет ли малыш жить в постоянном стрессе.

Слабослышащий ребёнок гораздо реже общается со сверстниками. При знакомстве с новыми детьми могут возникнуть конфликты. Задача родителей и педагогов – научить малыша правильно реагировать на действия других людей и защитить его от последствий детской жестокости.

Главный ресурс, требующийся от родителей при воспитании ребёнка, у которого диагностировали нарушение слуха – терпение. Такие малыши медленнее усваивают информацию, дольше её анализируют и часто могут просто не расслышать, что говорят мама или папа. Не стоит ругать ребёнка. Важно показать: вы всегда будете поддерживать его. Он должен чувствовать себя в семье комфортно.

При воспитании детей с нарушением слуха необходимо обучить их базовым навыкам: устная речь, письмо, чтение. Полезное умение – чтение по губам. Даже при наличии хорошего слухового аппарата малыш может в определённый момент оказаться без специального оборудования. Чтобы не утратить способность общаться, он должен понимать, какое положение губ соответствует определённым звукам. И уметь складывать слова.

Дети с нарушением слуха испытывают дискомфорт, если не могут определить источник звука. Лучше говорить с ними так, чтобы по мимике и жестам было понятно, с какими интонациями произносится фраза.

Ребёнку с ранних лет необходимо объяснять, что окружающие воспринимают мир иначе. Он должен понимать, что громкие звуки могут действовать на других устрашающе, раздражать и мешать. Усвоив это, малыш с меньшей вероятностью случайно обидит или напугает кого-то.

Важно обеспечить ребёнку с нарушениями слуха возможность общаться со сверстниками. Глядя на них, он будет учиться жить в коллективе, дружить и искать общие интересы. Окружать его могут слабослышащие и совершенно здоровые детки. Главное – чтобы каждый понимал, что у ребёнка есть особенность, и не относился к нему предвзято. Но за такими моментами следят внимательные воспитатели, обычно родителям не о чем волноваться.

Воспитание детей с сильно выраженной тугоухостью или совсем глухих – более сложный процесс, требующий участия профессиональных педагогов. Чтобы облегчить его, важно с самых ранних лет приучить ребёнка пользоваться слуховым аппаратом. Тогда ему будет проще усваивать информацию и ориентироваться в новой среде. Со временем слабослышащие дети привыкают к жизни в обществе и легко осваивают школьную программу наравне со сверстниками.

Воспитание ребёнка с ментальными нарушениями
Если в вашей жизни появился ребенок с интеллектуальной недостаточностью, вы должны понимать, что жизнь не остановилась, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть.

Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития ребёнка важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.

Детско-родительские отношения в семьях, где есть дети с интеллектуальной недостаточностью, представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Социальная адаптация такого ребёнка напрямую зависит от правильного родительского (прежде всего, материнского) поведения. Фаза адаптации во многом зависит от своевременной и конструктивной помощи специалистов.

Главный принцип в воспитании этих детей - формирование у них привычек. Родители должны заботиться о развитии у детей представлений об окружающем. Воспитание ребенка с проблемами развития требует от родителей много терпения, настойчивости, понимания и, несомненно, педагогической изобретательности.

Родителям, при соблюдении всех рекомендаций лечащего врача, занимаясь с детьми с ментальными нарушениями дома всегда нужно помнить о здоровьесбережении. Главное, на что необходимо обратить внимание – это режим дня ребенка.

Правильный режим дня играет огромную роль в жизни ребёнка. Уже в дошкольном возрасте нужно приучать ребёнка к распорядку дня, иначе взрослея, дети трудно воспринимают то, что от них требуют, а именно: правильную организацию времени бодрствования и сна, а это очень важно для детей с умственной отсталостью, у которых нарушена волевая регуляция, ее нужно формировать.

Дети любят стабильность, и малейшее изменение в режиме начинает их утомлять. Не только ребёнок должен жить по определённым правилам, но и люди, которые находятся рядом. Чтобы новый день ребёнок встретил с хорошим настроением, он должен хорошо выспаться, а это значит необходимо соблюдать продолжительность ночного сна. Тогда утреннее пробуждение будет не таким трудным. Небольшой комплекс упражнений поможет радостно встретить новый день.

Нельзя забывать и о правилах личной гигиены – утренние водные процедуры правило номер один. Для приёма сбалансированной пищи должно быть отведено определённое время, причём времени должно быть достаточно, чтобы не спешить, хорошо пережёвывать пищу.

Необходимо уделять особое внимание прогулкам на свежем воздухе – летние прогулки более продолжительны, чем зимние, но они должны обязательно присутствовать в режиме дня!

Не забывайте и о дневном сне. Необходимо дома во время праздников, выходных устраивать тихий час. И родители должны показать пример своим детям – это очень важный момент. Ведь поведение родителей - это тот самый пример для подражания, который должен присутствовать в воспитании.

В каждой семье должен быть определённый отрезок времени для занятий с детьми – это так важно для развития познавательных процессов у ребёнка. Из всего сказанного следует вывод – что именно семья должна уделять огромное внимание для осуществления правильного режима дня у своих детей, способствовать формированию волевой регуляции.

Родителям следует помнить, что жизнь детей, а позднее и взрослых с ментальными нарушениями будет проходить в коллективе сверстников и в общении с чужими людьми. Поэтому необходимо формировать у детей чувство товарищества, доброжелательного отношения к людям. Одним из средств нравственного воспитания является собственный пример родителей, их отношение друг к другу, к родным, близким. На конкретных делах детям нужно показывать примеры взаимной выручки, дружбы, проявления заботы. Показательной и убедительной формой нравственного воспитания является также проведение семейных праздников, подготовка к ним, проявление заботы и внимания к близким. Посильное участие в этих мероприятиях должен принимать и ребенок.

По мере взросления ребенка большое место в воспитательной работе должно занимать формирование социального опыта. В зависимости от интеллектуальных возможностей детей он будет неодинаков. Прежде всего необходимо научить детей правилам поведения в общественных местах: в транспорте, в магазине, на улице и т.д. Дети должны знать правила уличного движения, правила проезда на городском транспорте, выполнять соответствующие требования. Иногда дети не используют эти знания в жизни, во всем полагаясь на родителей. Между тем, умение самостоятельно ездить на городском транспорте является одной из предпосылок более успешной социальной адаптации в дальнейшем.

Детей следует знакомить с учреждениями социально-бытового назначения, прежде всего с различными магазинами - продовольственными и промтоварными, их отделами. Следует объяснить им назначение этих магазинов, учить совершать покупки. Многие из детей с интеллектуальной недостаточностью способны совершать покупки самостоятельно. Сначала ребенок совершает покупки вместе со взрослым. Приучать его к этому нужно постепенно, многократно повторяя одни и те же действия. Постепенно ребенок приучается осуществлять покупку вместе со взрослым, с помощью взрослого и, наконец, самостоятельно.

Таким образом, родители, обладая определенными знаниями, могут очень многое сделать для своего ребенка, помочь ему адаптироваться в жизни. Дети, которые проходят школу жизни вместе с родителями, имеют больше возможностей для своего развития. Поэтому, чем больше усилий приложено родителями к воспитанию и обучению ребенка с ментальными нарушениями, тем более благоприятной будет его судьба.
Запись на консультацию
Спасибо! Наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время!